МАРКЕЛЛ
Том XLIII, С. 740-744
опубликовано: 30 марта 2021г.

МАРКЕЛЛ

Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г.Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г.

(Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; Ɨ 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене.

С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Недiля».

В 1866 г. по приглашению Комиссии внутренних и духовных дел Привислинского края Попель переехал в Холм (ныне Хелм, Польша), формально - для преподавания и обучения молодежи. На деле же сменила направление кадровая политика российских властей. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг., нашедшего широкую поддержку среди униатов Холмщины, правительство разрабатывало план упразднения униат. Церкви в этом крае. Для реализации данного плана было решено в Холмской епархии образовать из приписных десятки самостоятельных униат. приходов, но назначать на них не местных клириков, а священнослужителей из Галиции, как правило, прорусски настроенных и благожелательно относящихся к Православию. Первым из Галиции в Холм был приглашен клирик Перемышльской епархии прот. Ипполит Криницкий, ставший ректором Холмской ДС. В авг. 1866 г., после устранения с Холмской кафедры пропольски настроенного еп. Калинского и назначения на его место прот. Иосифа Войцицкого, для преподавания в Холм были переведены еще 2 высокообразованных священника из Галиции: Попель и Николай Ливчак, бывший настоятель униатского прихода в Кракове, ставший законоучителем Холмского женcкого училища.

С янв. 1867 г. Попель являлся законоучителем Холмской гимназии и преподавателем литургики и нравственного богословия в Холмской греко-католич. семинарии. Осенью того же года он посетил приходы на Подляшье, отказавшиеся выполнять распоряжения консистории, и убеждал их в том, что речь идет не о нововведениях, а о восстановлении старых обрядов и обычаев. 21 окт. 1867 г. папа Римский Пий IХ издал энциклику «Levate» (О принадлежности к Церкви), в которой резко осудил вступление в должность администратора епархии Войцицкого, «чья вера находится под подозрением», обвинил Войцицкого с его соратниками во «внедрении схизмы» и указал на то, что из-за их деятельности «прискорбное разрушение ожидает русинскую Холмско-Белзскую епархию».

С 1867 г. Попель служил в униат. Рождество-Богородичном соборе г. Холма, с 10 марта того же года являлся старшим протоиереем при холмском кафедральном соборе и референтом Холмской униат. духовной консистории. В 1869 г. принял российское подданство. После назначения Холмским епископом галичанина Михаила Куземского оказывал значительное влияние на управление епархией, стал епархиальным экзаменатором по церковной истории и церковному праву для священников, ожидавших получения места настоятеля прихода, а также председателем комитета по возобновлению Холмских епархиальных учреждений. Куземский и его личный секретарь, свящ. Иоанн Гошовский, в 1868-1870 гг. предпринимали предварительные меры по делатинизации церковной жизни епархии. Они посетили мн. приходы Холмского у. с целью устранения наиболее сомнительных лат. нововведений в местных храмах, а также приглашения ряда новых клириков из Галиции для служения в Холмской епархии. При этом Куземский был противником форсированной делатинизации, выступал за примирение 2 противоборствующих групп духовенства Холмщины: прорусской и пролатинской. В частности, в июне 1869 г. он сделал «предупреждение» Попелю и Ливчаку за то, что те отказались совершать в своих храмах празднование «Божьего Тела» (Osadczy. 2007. S. 224).

С 16 марта 1871 г., после увольнения Куземского, о. Маркелл был назначен администратором Холмской епархии. В 1872-1874 гг. предпринял ряд мер по очищению богослужений от элементов латинства: запретил использовать монстрации, колокольчики в алтаре, потребовал исключить праздники, входящие в лат. богослужебный календарь, ввел ряд визант. элементов в чинопоследование литургии. Регулярно публиковал статьи с критикой латинства в ежегоднике «Холмский греко-униатский месяцеслов», издававшемся с 1868 г. Холмской униат. епархией. Ближайшим помощником Попеля по управлению епархией стал назначенный в 1871 г. секретарь Холмской консистории прот. И. Гошовский, бывш. секретарь Куземского. Их общими усилиями на рубеже 60-х и 70-х гг. XIX в. создавались условия, при которых несогласные с делатинизацией униат. клирики в массовом порядке переводились в Галицию, а в клир Холмской епархии продолжали принимать прорусски настроенных служителей из Львовской и Перемышльской епархий. В 1871 г. число новоприбывших священников-галичан в епархии составляло 75 чел., из них 40 чел.- в Люблинской губ., 35 чел.- в Седлецкой губ. Также с 1868 г. до 80-х гг. XIX в. в Холмскую ДС набирались большие группы выходцев из Галиции. Такая деятельность Попеля вызывала недовольство в Риме.

В энциклике «Omnem sollicitudinem» (О греко-восточном обряде) от 13 мая 1874 г., направленной униат. митр. Галицкому и Львовскому Иосифу Сембратовичу и подчиненным ему архиереям, папа Пий IХ осудил деятельность Попеля, назвав его псевдоадминистратором. В частности, в энциклике было подвергнуто критике распоряжение Попеля от 3 окт. 1873 г. об очищении униат. церквей Холмщины от лат. примесей как «вносящих новшества в святую литургию в схизматическом духе». Также говорилось о недействительности указов Попеля, поскольку он, по словам папы Римского, захватил власть в Холмской епархии без согласия Святого Престола и «вошел во двор овчий не дверью, а другим путем», поэтому должен отказаться от управления епархией. Фактически папа поддержал сохранение латинизации богослужений в Холмской епархии, хотя это противоречило решениям Замойского Собора и др. униат. правилам. В 1874 г. изгнанный из Холмщины униат. свящ. И. Боярский издал во Львове книгу с критикой деятельности Попеля (Recenzya rozporządzenia księdza Popiela pseudo-administratora dyecezyi Chełmskiej wydanego w zamiarze zburzenia religii katolickiej w obrzadku unickim (Разбор распоряжения свящ. Попеля, псевдоадминистратора Холмской епархии, изданного с целью разрушения католической религии в униатском обряде)). Попель характеризовался автором как «новый Семашко», в книге сообщалось о подавлении властями униат. волнений на Холмщине и в Подляшье, что расценивалось как «преследование настоящих униатов».

Именно Попель инициировал подписание соборного акта от 18 февр. 1875 г. о соединении униат. Холмской епархии с правосл. Церковью. Соборный акт холмского духовенства с изъявлением желания воссоединиться с правосл. Церковью подписали руководящие лица униат. Церкви на Холмщине: администратор епархии Попель, ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. И. Гошовский и др. клирики Холмского деканата. 25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян епархии, к-рую возглавлял Попель, принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич. Попель выступил с приветственной речью, в которой сравнил тяжелые испытания, перенесенные «Холмской Русью», с испытаниями ветхозаветного праотца Иова. Он подчеркнул, что возвращение Холмщины в лоно правосл. Церкви является «возвращением в объятия русской народности». Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме вмц. Варвары в Холме 11 мая 1875 г., в день памяти святых Кирилла и Мефодия. В честь этого события было совершено торжественное богослужение, которое возглавил архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Иоанникий (Горский). В Православие перешли 87 приходов с 62 священниками и 93 тыс. прихожан в Седлецкой губ. и 147 приходов со 134 священниками и 132,6 тыс. прихожан в Люблинской губ., 9 приходов с 6 священниками и 11,6 тыс. прихожан в Сувалкской и Ломжинской губерниях. При этом на территории Холмщины оставались и униат. приходы, не пожелавшие воссоединиться: в Соколовском благочинии Седлецкой губ.- 22 (22 священника и 25 тыс. прихожан) и в Варшаве - 1 приход (священник и 2 тыс. прихожан).

1 мая 1875 г. решением Синода Попель был назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, с местом проживания в Холме; 8 июня 1875 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. М. стал одним из немногих архиереев РПЦ, который был хиротонисан во епископа без предварительного пострижения в монашество, как и его предшественник по борьбе с унией митр. Иосиф (Семашко). Также М. принадлежал к числу немногих викариев, имевших особые полномочия, близкие по уровню к полномочиям правящего архиерея. При нем существовало Холмское духовное правление, преобразованное из бывш. Холмской униат. епархиальной консистории. Указ Синода о составе духовного правления, а также специальная инструкция Люблинскому епископу были приняты 27 мая 1875 г. Новую инструкцию о функциях М. Синод утвердил 2 февр. 1876 г., после доклада приехавшего в С.-Петербург нового епископа. В инструкции впервые давалось определение, что Люблинский епископ «непосредственно заведывает воссоединенными с православием бывшими греко-униатскими церквами, руководствуясь церковными и гражданскими постановлениями». Также оговаривалось, что во всех необходимых случаях М. входит в сношение с гражданскими властями непосредственно или через Холмское духовное правление, т. е. минуя правящего архиерея.

М. инициировал перестройку в «православном духе» и 11 мая 1878 г. совершил освящение холмского Рождество-Богородичного собора.

9 дек. 1878 г. М. был переведен на Каменец-Подольскую и Брацлавскую кафедру. Причина удаления из Холма состояла в том, что привлеченные М. на приходы Холмщины галицкие священнослужители образовали влиятельную группу с ним во главе. Эта группа неоднократно вступала в конфликты с местными клириками и, по нек-рым сведениям, способствовала удалению 16 нояб. 1875 г. с кафедры Холмско-Варшавского архиеп. Иоанникия (Горского). Однако, по свидетельству прот. Н. Ливчака, реальными причинами удаления архиеп. Иоанникия стали игнорирование последним прав М. как полусамостоятельного викария и ведение им церковными делами Холмщины без ведома и участия викария. В 1875 г. архиеп. Иоанникий, несмотря на протесты М., уволил воссоединенных униатов с должностей законоучителей всех 4 гимназий Холмщины (в Холме, Беле (ныне Бяла-Подляска), Замостье и Грубешове (ныне Хрубешув)) и назначил неместных, «пришлых» клириков. Кроме того, архиеп. Иоанникий косвенно поддержал травлю, которую польско-католич. партия совместно с ополяченными чиновниками местной администрации Холмщины начала проводить против тех перешедших в Православие клириков, к-рые «проявляли излишнюю активность» (а именно боролись за искоренение элементов латинства, за недопущение «двоеверия», т. е. причащения и заказывания треб среди новоприсоединенных к Православию прихожан в костелах, и т. д.).

Отношения М. с новым Холмским и Варшавским архиеп. Леонтием (Лебединским) также были напряженными. По его воспоминаниям, викарий пытался подчинить его «своему влиянию» и даже занять его место (Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 116-117). По др. мнению, речь шла всего лишь о выделении Люблинской кафедры в отдельную епархию, а конфликтная ситуация вокруг М. была инспирирована властями для того, чтобы поскорее «разбавить» местное духовенство выходцами из соседних западнорус. губерний (Волынской и Подольской), произвести замену кадров в церковных учреждениях Люблинского вик-ства.

Первый шаг по устранению «галицких кадров» был сделан в 1877 г., когда по требованию гражданских властей и архиеп. Леонтия М. уволил ректора Холмской ДС Криницкого, уроженца Галиции; новым ректором в 1877-1889 гг. был назначен прот. Михаил Добрянский, уроженец Подолии. В нач. 1878 г. был предан следствию в Варшавской консистории в обход Холмского духовного правления (в нарушение прав М. как полусамостоятельного викария, правомочного самостоятельно рассматривать судебные дела в отношении подчиненных ему священников) и смещен с должности благочинного Бельского у. свящ. Н. Ливчак. Резонансное дело в отношении Ливчака, переданное на рассмотрение Синода, привело к обострению конфликта между М. и архиеп. Иоанникием и закончилось устранением М. с Люблинской кафедры в 1878 г. и переводом прот. Н. Ливчака в 1880 г. в Смоленскую епархию. 11 янв. 1880 г. была принята новая инструкция, ограничивавшая полномочия Люблинского епископа.

В 1879 г. при первом же объезде церквей Каменец-Подольской епархии М. обратил внимание на пение в храмах и предложил консистории предписать благочинным, чтобы во всех приходах духовенство заботилось об открытии церковноприходских школ и из учеников составляло певч. хоры для профессионального пения на богослужениях. Наиболее усердных в устроении церковных хоров церковнослужителей М. поощрял наградами. Духовенство поддержало стремления архипастыря, и в 1880 г. М. отметил в отчете о положении дел в епархии удовлетворительное состояние пения в храмах; при мн. церквах принимали участие в пении не только мальчики и девочки, но и взрослые мужчины и женщины. Преосвященный предложил местным благочинным обратить особое внимание на этот способ воспитания в народе «религиозно-нравственного чувства».

Проявляя заботу о распространении церковной проповеди, еще до осмотра церквей М. распорядился, чтобы во время ревизий храмов специально назначенные благочинными проповедники произносили на богослужениях поучения. Архипастырь настаивал, чтобы проповеди не были монотонными, чтобы в них не было изысканности, чтобы они были понятны простому народу. Вернувшись после объезда церквей в епархиальный город, М. предписал духовенству произносить проповеди с церковной кафедры в каждый воскресный и праздничный день просто, ясно и для большего впечатления - наизусть, а не по тетрадке. Каждый священник был обязан хранить в храме список произнесенных им проповедей и предъявлять его архиерею при обозрении епархии и благочинному при обозрении церквей округа. Последний вместе с отметками о поведении духовенства в клировых ведомостях обязан был отмечать, сколько произнесено тем или другим священником проповедей за год, а о нерадивых доносить епископу. В 1878-1882 гг. М. опубликовал неск. статей и бесед в Подольских ЕВ.

В 1882 г. М. пожертвовал средства на установление своих именных стипендий для лучших воспитанников Холмской рус. гимназии. Возможно, это было связано с тем, что в Синоде ставился вопрос о возвращении М. в Холм. Но вслед за М. архиеп. Леонтий удалил с Холмщины еще неск. влиятельных священников-галичан, переведенных в др. епархии, вглубь России. Позже группа бывш. священников Люблинского вик-тва, перемещенных в др. епархии, составила докладную записку императору. 10 июня 1882 г. в Смоленске записку вручил для передачи царю свящ. Н. Ливчак. В этой записке клирики просили восстановить М. на Люблинском вик-тве, указывая, что после его перевода из Холма участились случаи перехода в латинство среди православных, а усилившиеся нестроения в церковной жизни Холмщины связаны с удалением значительного числа клириков холмского или галицкого происхождения и заменой их на малознакомых с местными проблемами волынян и подолян. Отмечалось, что это привело к волнениям среди прихожан. Данная петиция возымела действие. Нек-рых холмских и галицких клириков после вмешательства Синода вернули в 1882-1883 гг. на Холмщину.

6 марта 1882 г. М. возглавил Полоцкую и Витебскую епархию. За время пребывания М. на кафедре (в епархии было 310 церквей) открылись 172 церковноприходские школы, для к-рых были изысканы достаточные материальные средства. Число учащихся в церковных школах мальчиков и девочек возросло до 4 тыс.

Уже в первые годы управления М. епархией во мн. сельских церквах помимо городских стали появляться профессиональные хоры певчих. М. убеждал духовенство практиковать в храмах и общее хоровое пение. В целях налаживания в епархии практики произнесения церковных проповедей М. призывал ставленников и состоящих на службе священников чаще беседовать с прихожанами о «религиозно-нравственных предметах» и говорить проповеди; ставленникам до их отправления на приход вменял в обязанность проповедовать в архиерейской церкви. При каждом храме священники вели богослужебный журнал с вписанными в него темами проповедей и предъявляли его епархиальному архиерею при объезде им церквей.

В сент. 1887 г. в Витебске М. основал Полоцкое братство во имя равноап. кн. Владимира. В 1-й год существования братства в нем состояли ок. 500 чел. Братство постоянно пользовалось поддержкой со стороны преосвященного.

С 1884 г. М. конфликтовал с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым, к-рый среди прочего критиковал радикальные инициативы епископа, направленные на искоренение старообрядческого раскола, и предложил ему подать прошение об увольнении на покой. 25 февр. 1889 г. М. был уволен на покой и назначен присутствующим в Синоде. Проживал в С.-Петербурге. В Синоде М. неоднократно ходатайствовал о нуждах правосл. Холмщины, в частности, неск. раз ставил вопрос об отделении от Варшавской епархии Холмской и Люблинской епархии. Также М. оказывал материальную помощь холмскому Рождество-Богородичному братству, оставаясь его почетным членом. В мае 1900 г. М. вместе с делегацией холмского духовенства во главе с прот. И. Гошовским был торжественно принят имп. св. Николаем II Александровичем в Зимнем дворце по случаю 25-летия воссоединения холмских униатов. 20-22 февр. 1901 г. М. подписал постановление Синода об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви.

М. был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры. В 1932 г. останки М. были перенесены на Никольское кладбище лавры.

Соч.: Немира // Зоря Галицкая. Львов, 1853. № 14, 16-21, 23-28; Галич // Там же. 1854. № 6; Короледворська рукопись // Там же. 1856. № 10, 18, 29-30, 33-36, 48-52; Боян певца Игоревого есть Иоанн Несторовый // Там же. № 16/17; Католическое нравоучение. Львов, 1857; Нравственное богословие. Львов, 1857; Причины мирного и скорого розширения веры Христовой на Руси // Зоря Галицкая яко альбумна, год 1860. Львов, 1860. С. 132-155; Нога и чобот // Львовянин: Приручный и Господарский месяцеслов на рок 1861. Львiв, 1861. С. 46; Сокращенная литургика. Львов, 1862; Литурґика албо наука про богослуження греко-католической Церкви. Львов, 1863; Сто образков из природы для чтения юношества. Львов, 1865; Речь, произнесенная о. Маркеллом (Попелем), при наречии его во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, мая, 1875 // Пастырство и архипастырство: Сб. речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан. К., 1875. С. 407-414.
Лит.: Самоквасов К. Очерки и воспоминания из недавней истории бывш. Холмской греко-униатской епархии // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. № 2. С. 26-32; № 3. С. 40-45; № 9. С. 149-155; Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895; Преосв. Маркелл // Нива. 1900. № 15. С. 301; Преосв. Маркелл Попель: К 25-летию воссоединения холмских униатов // Холмский нар. календарь на 1901 г. Холм, 1900. С. 155-166; Тихон (Беллавин), еп. Речь перед отпеванием преосв. еп. Маркелла. СПб., 1903; Холмский нар. календарь на 1905 г. Холм, 1904; Ливчак Н. Н., прот. К истории воссоединения униатов Холмской епархии: Записки и восп. Вильна, 1910; Студинський К. Й. Павло Леонтович. Львiв, 1923. Ч. 1; Левицький К. Iсторiя полiтичноï думки галицьких украïнцiв, 1848-1914. Львiв, 1926; Lewandowski J. Na pograniczu: Polityka władz państwowych wobec unitów Podlasia i Chełmszczyzny, 1772-1875. Lublin, 1996; Osadczy W. Święta Ruś: Rozwńj i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. Lublin, 2007; Wojtowicz-Huber B. «Ojcowie narodu»: Duchowieństwo greckokatolickie w ruchu narodowym Rusinów galicyjskich (1867-1918). Warsz., 2008; Прийма О. Священики з роду Попель у Галичинi XIX-XX ст. // Лiтопис Бойкiвщини. Дрогобич, 2013. № 2. С. 38-42.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский